Счетчики






еКузбасс.ру

подписаться на новости по e-mail

введите e-mail адрес:

Delivered by FeedBurner

Дама с камелиями.

Вторник, июня 4, 2013 @ 03:06 ПП

камелии превью

Цветок без аромата

Вот причуда знатока!

На цветок без аромата

Опустился мотылек

Басё

Есть у камелий — цветов без аромата, свой секрет, двойное дно: камелии очень красивы, но вряд ли мы будем в восторге от них. Нет у цветка души, так как нет аромата. Поэтому камелия напоминает прелестных, но слишком практичных женщин. Нет любви в их сердце, оно жаждет денег, роскоши, богатства. Прекрасная форма, как у цветка, так и у красивой женщины. Но при этом у камелии совсем нет запаха, а у наших деловых красавиц совершенно отсутствует духовность. Недаром героиня произведения Александра Дюма-сына — французская куртизанка Маргарита Готье выбрала из всех цветов именно камелии. Роскошной была ее жизнь в свете брильянтов, шампанского, богатых и именитых поклонников. Маргарита поражала красотой, но плакало и умирало ее сердце.

камелии

Прелестная банальность

«В 21 год А. Дюма‑сын был красивым молодым человеком, с гордой осанкой, полным сил и здоровья. Он одевался как денди. Счета портного оставались неоплаченными, но молодой человек держался высокомерно и сыпал остротами направо и налево. Под маской пресыщенности угадывался серьезный и чувствительный характер», — писал А. Моруа в книге «Три Дюма». Именно в это время Дюма-сын познакомился с самой дорогой и элегантной куртизанкой Парижа Мари Дюплесси. От запаха роз у нее кружилась голова, и Мари украшала платья камелиями. Ее прозвали дамой с камелиями. Роскошная куртизанка вела роскошную жизнь. Дорогая квартира, сногсшибательные туалеты, море камелий. На это нужны были средства, которых не было у молодого Александра. Он основательно запутался в долгах. И, наконец, написал любовнице нежное письмо: деликатно просил отставку и умолял его простить. Куртизанки, как известно, не страдают. Они тут же находят другого покровителя, ведь нужно на что-то жить. И уровень жизни должен быть высоким. А роскошные содержанки ничего не умеют делать, кроме того, как быть красивыми и приносить наслаждение мужчинам. Мари сейчас же сошлась с композитором Ф. Листом, но отношения оказались кратковременными. В 1846 году она вышла замуж за графа де Перрего. Совсем ненадолго. Они быстро развелись. Когда А. Дюма познакомился с Мари, она была на содержании у престарелого графа де Штакельберга. И, конечно, ни тот, ни другой не знали о третьем любовнике – графе де Перрего. Так, на всякий случай. Практичная Мари всегда думала о покровителе: как бабочка, порхала от одного мужчины к другому. Нигде подолгу не задерживаясь. Разве от куртизанки можно требовать верности? В этой ситуации больше интересен А. Дюма. В общем-то, банальную историю он превратил в прекрасную love story. После разрыва с Мари Александр снял комнату в отеле «Белая лошадь», перечитал ее письма и написал роман «Дама с камелиями». Ту самую историю любви, которой восхищались первые читатели, которой восхитился великий Верди, написав оперу «Травиата». И вот уже более 160 лет люди грустят о красивой, но трагической любви Маргариты и Армана – главных героев бессмертного произведения Дюма-сына. Миллионы читательниц сожалеют о печальной судьбе прекрасной Дамы с камелиями. Десятки режиссеров пытаются воплотить эту историю на сцене и на экране. Хотя удачных попыток немного. В 1936 году вышел фильм с Гретой Гарбо в роли Дамы с камелиями. Когда я читаю о ней «бесподобная Грета Гарбо», впадаю в недоумение. Мне она кажется вялой, скучной, не умеющей выразить настоящие чувства. Да она и старая для этой роли, ведь Маргарите было 20, когда ее впервые увидел Арман. Что-то в этом роде могу сказать и о Марлен Дитрих. Да и хорошей актрисе — Изабель Юппер, Маргарита Готье оказалась не по плечу. Дама с камелиями у Дюма – прелестное, нежное создание, с богатой внутренней жизнью. А Изабель даже коллеги называют «мужиком в юбке».

Прекрасная Маргарита

Наверное, я придумала свой образ Маргариты. И все, что преподносят кинематограф и театр, меня не устраивает. Актрисы даже внешне, на мой взгляд, не похожи на Даму с камелиями. Она была прекрасна. «Представьте себе на чудном овале лица черные глаза и над ними такой четкий изгиб бровей, как будто нарисованный, окаймите глаза длинными ресницами, которые бросают тень на розовые щеки…». 1 И она была чиста: разврат каким-то удивительным образом не коснулся ни ее лица, ни ее души. «Я вспомнил, что часто встречал Маргариту на Елисейских полях, куда она ездила каждый день в маленькой синей карете. Я отметил в ней одну черту, несвойственную ей подобным, которая как бы подчеркивала ее воистину исключительную красоту. Эти несчастные создания, появляясь на улице, всегда окружены всяким сбродом… Маргарита держалась иначе. Она приезжала на Елисейские поля всегда одна в своем экипаже, старалась не привлекать к себе внимания, зимой куталась в большую шаль, летом носила простые платья, и, хотя по дороге встречала много знакомых, ее улыбку видели только они, и только герцогиня могла бы так улыбаться».

Встретить можно было Маргариту в театрах, на балах. «В театре она никогда не расставалась с тремя вещами: лорнетом, коробкой конфет и букетом камелий. В течение двадцати пяти дней каждого месяца камелии были белые, а остальные пять дней они были красные: никому не известна была причина, почему цветы менялись…Маргарита никогда не появлялась с другими цветами. В цветочном магазине мадам Баржон, где она всегда брала цветы, ее прозвали, в конце концов, «дамой с камелиями», и это прозвище осталось за ней». Безусловно, Маргарита была прекрасна и внешне, и внутренне, поскольку расчетливые и скупые мужчины не стали были тратить огромные деньги на содержание посредственной простушки.

«Лепестки ее воздушные никого не веселят…»

Маргарита Готье, как и ее прототип – Мари Дюплесси, болела туберкулезом. И, поскольку у нее была чахотка, она не переносила цветов с сильным запахом. Как ни прекрасны были розы и гиацинты, ей они не подходили. Белые, розовые, красные камелии лишены запаха. Они были созданы как раз для нашей красавицы. Такова реальная подоплека постоянного появления Маргариты с камелиями. Но важнее то, что лепестки камелии словно сделаны из воска. У них совершенно безжизненный вид. Маргарита Готье, сама этого не понимая, покупая камелии и появляясь с ними в обществе, сотворила символ. Цветы без запаха – это прелестные, но бездушные, продажные женщины. Красивый символ, отражающий жизненную реальность. Но у Дюма Маргарита – не бездушное существо. Да, она привыкла к легкой жизни, к балам, даже к оргиям, но ее сердце способно любить. И она нежно любила Армана. По просьбе отца своего возлюбленного Дама с камелиями отказалась от любви к нему. Чтобы, как считал отец Армана, спасти его. Не спасла. И себя не сберегла. «Behüt Dich Gott, es war zu schön gewesen! Behüt Dich Gott, es hat nicht sollen sein!» — писала М. Цветаева в повести «Башня в плюще». То есть, «Храни тебя Бог, это было бы слишком прекрасно! Храни тебя Бог, этому не суждено было быть». Не суждено им было быть вместе, жить счастливо и умереть в один день. Но, Боже мой! Как же он любил ее! Как тосковал и плакал. Приказал кладбищенскому сторожу менять на ее могиле камелии, чтобы они всегда были свежими. И после смерти Маргарита осталась Дамой с камелиями.

P. S. Камелия не пахнет, говорят, что она не хочет поделиться своей страстью с миром. Но как хорошо, что младший Дюма поделился с нами своей страстью. Пусть не в жизни, но в романе любовь существует. И она прекрасна!

Текст цитируется по книге А. Дюма «Дама с камелиями»: «Мансарда», СП «СМАРТ»; Ленинград; 1991

Черкасова Ольга

Похожие записи:

Оставить комментарий